Методика подготовки

Аннотация

Тема: "передача  информации": расчет времени, скорости и информационного объема передаваемого файла.
Кодификатор 1.2.1 Описание элементов содержания, проверяемых в ходе экзамена: Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, скорость передачи информации
Место в тематическом планировании: 
Отдельного урока в программе курса по информатике и ИКТ для решения задач на передачу информации не предусмотрено. Но его целесообразно добавить к главе 1: "Информация и информационные процессы", как заключительный после знакомства с кодированием текстовой, графической и звуковой информации.

Цель работы: разработка методики создания условий для формирования теоретической и практической способности учащихся к к успешному решению задач на определение скорости, времени передачи и объема пересылаемого файла.

Задачи:
  • разработка карточек для самостоятельной домашней подготовки к уроку;
  • разработка интеллектуальной карты;
  • разработка задач для входной и выходной рефлексий;
  • разработка урока;
  • задания базового уровня сложности;
  • задания повышенного уровня сложности;
  • разработка диагностической 
Анализ традиционных заданий.
Задачи на определение скорости передачи информации относятся к базовому уровню сложности и к группе задач, в которых требуется написать краткий ответ (традиционно идут под №15).
Задачи могут быть представлены в разных вариантах:
§  определить скорость, если известны время передачи и информационный объем файла;
§  определить информационный объем файла, если известны скорость и время;
§  определить время, если известны скорость и информационный объем файла.

Примеры задач:
1) Скорость передачи данных через ADSL-соединение равна 512000 бит/c. Передача файла через это соединение заняла 16 секунд. Определите размер файла в килобайтах.
2) Скорость асинхронной передачи данных через IrDA-порт равна 4096 бит/с. Определите время передачи через данное соединение файла размером 30 килобайт в минутах.

Описание урока по теме "Передача информации"

Технологическая карта урока

Тема: передача информации
Тип: комбинированный
Задачи:
Познавательные научиться применять на уроках информатики знания полученные на математике:
  • правила  вычислений со степенями;
  • правила перевода  из  одних единиц в другие.

Обучающие :  приобрести новые знания в области решения задач на определение скорости и времени передачи данных.

Воспитательные :
  • развитие коммуникативных навыков
  • выработать целостный подход к изучаемым  дисциплинам, интерес к наукам, их взаимосвязи.
Планируемые результаты
Предметные:
·       закрепить навыки перевода из одних единиц измерения информации  в другие;
·       приобрести практические навыки применения знаний вычислений со степенями;
·       понимать условия задачи и грамотно применять формулы для расчета скорости, времени и объема   файла;
·       понимание взаимосвязи предметных дисциплин
Метапредметные:
·       понимать и принимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
·       внимательно слушать задания учителя и выполнять их;
·       уметь анализировать собственные результаты и правильно их оценивать;
·       уметь распознавать проблемную ситуацию и ставить вопросы.
Личностные:
·       проявлять интерес к учебному процессу;
·       осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке;
·       проявлять уважительное отношение к мнению других учеников;
·       проявлять умение вести дискуссии;
·       уметь уважительно выслушивать собеседника.

Межпредметные связи: математика
Ресурсы урока: презентация, карточки №1 -  для самоподготовки к уроку, карточки №2  для самоподготовки после урока (домашнее задание)

Используемые технологии:
  • технология критического мышления;
  • кейс - технология: для успешного решения задач на передачу информации, для учащихся разработаны индивидуальные карточки для самоподготовки.
Пример карточки №1 -  для самоподготовки к уроку (повторение знаний предшествующих данной теме)
Пример карточки №2  - для самоподготовки после урока (домашнее задание)


Ход урока
При проведении урока используется презентация

Этап
Презен-тация
Деятельность преподавателя
Деятельность учащихся
1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент
Слайд 2

Приветствие учащихся. Проверка присутствующих.
Самопроверка домашнего задания
Готовятся к уроку
Проводят самооценку и самоанализ в парах. Обсуждают и исправляют ошибки при обнаружении.
2. Входная рефлексия.
Слайд 3,4

Вопросы на слайдах
Работа в тетради
2. Постановка учебной задачи. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Слайды 5,6

Тема сегодняшнего урока, как вы уже поняли, определение информационного объема файлов,  времени и скорости передачи информации по компьютерным сетям.
Записывают в тетрадь формулы и рисуют схему интеллект-карты
4. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Слайд 6

По результатам проведенной рефлексии, выявляем проблемные ситуации, над которыми надо поработать
Учащиеся проговаривают проблемы, возникшие при ответах  на вопросы заданий рефлекии, обсуждают: где и почему возникло затруднение. В интеллект-карте отмечают  "+", то что знают,  и "-" проблемы
7. Первичное усвоение новых знаний
Слайд 7

Задачу 1 на слайде решаем и проговариваем алгоритм вместе.
Запись решения в тетрадь
Слайд 8
Задачу  2 ученики решают в группах. Учитель отслеживает ход работы, выясняя проблемные места и дает разъяснения для всех или индивидуально.
1) Совместное решение задачи, работа в группе 2-3 человека
 2) запись решения в тетрадь
Первичная проверка понимания
Слайд 9
Теперь решаем задачи самостоятельно.
Решают задачи
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
Слайд 10, 11
Проверка результатов. Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
Сверяют свои ответы с ответами на слайде.
Задают вопросы. Редактируют свою интеллект-карту, заменяя "-" на "+"
9. Рефлексия деятельности (итог)

Организует рефлексию.
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Заключение - возможная эволюция заданий данного типа

Анализ заданий прошлых лет показывает, что идет тенденция к повышению уровня сложности.
Более высокий уровень сложности задач можно взять из заданий  ЕГЭ, проследив  их эволюцию с 2007 года по настоящее время. Анализ задач показывает, что есть вероятность усложнения задач в следующих направлениях:
§  кроме расчета информационного объема файла, определить сколько в нем символов (или страниц);
§  передается файл, содержащий рисунок заданного размера (в пикселях) и глубиной кодирования цвета; требуется определить скорость (если задано время) и наоборот;
§  для передачи информации используются два разноскоростных канала связи.

Задачи подобного типа включены в файл с подборкой заданий  для  решения задач на скорость передачи информации (задания из сборника задач для подготовки к ЕГЭ К.Ю.Полякова - 2011г)

Комментариев нет:

Отправить комментарий