Аннотация
Тема: "передача информации": расчет времени, скорости и информационного объема передаваемого файла.
Кодификатор 1.2.1 Описание элементов содержания, проверяемых в
ходе экзамена: Процесс передачи информации, источник и приемник информации,
сигнал, скорость передачи информации
Место в тематическом планировании:
Отдельного урока в программе курса по информатике и ИКТ для решения задач
на передачу информации не предусмотрено. Но его целесообразно добавить к главе
1: "Информация и информационные процессы", как заключительный после
знакомства с кодированием текстовой, графической и звуковой информации.
Цель работы: разработка методики создания условий для
формирования теоретической и практической способности учащихся к к успешному решению задач на определение
скорости, времени передачи и объема пересылаемого файла.
Задачи:
- разработка карточек для
самостоятельной домашней подготовки к уроку;
- разработка интеллектуальной
карты;
- разработка задач для входной и
выходной рефлексий;
- разработка урока;
- задания базового уровня
сложности;
- задания повышенного уровня
сложности;
- разработка диагностической
Анализ
традиционных заданий.
Задачи
на определение скорости передачи информации относятся к базовому уровню
сложности и к группе задач, в которых требуется написать краткий ответ
(традиционно идут под №15).
Задачи
могут быть представлены в разных вариантах:
§ определить скорость, если известны время передачи и информационный объем
файла;
§ определить информационный объем файла, если известны скорость и время;
§ определить время, если известны скорость и информационный объем файла.
Примеры
задач:
1) Скорость
передачи данных через ADSL-соединение равна 512000 бит/c. Передача
файла через это соединение заняла 16 секунд. Определите размер файла в
килобайтах.
2) Скорость
асинхронной передачи данных через IrDA-порт равна 4096 бит/с.
Определите время передачи через данное соединение файла размером 30 килобайт в
минутах.
Технологическая карта урока
Тема: передача информации
|
Тип: комбинированный
| ||
Задачи:
Познавательные: научиться применять на уроках информатики знания полученные на математике:
Обучающие : приобрести новые знания в области решения задач на определение скорости и времени передачи данных.
Воспитательные :
| |||
Планируемые результаты
| |||
Предметные:
· закрепить навыки перевода из одних единиц измерения информации в другие;
· приобрести практические навыки применения знаний вычислений со степенями;
· понимать условия задачи и грамотно применять формулы для расчета скорости, времени и объема файла;
· понимание взаимосвязи предметных дисциплин
|
Метапредметные:
· понимать и принимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
· внимательно слушать задания учителя и выполнять их;
· уметь анализировать собственные результаты и правильно их оценивать;
· уметь распознавать проблемную ситуацию и ставить вопросы.
|
Личностные:
· проявлять интерес к учебному процессу;
· осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке;
· проявлять уважительное отношение к мнению других учеников;
· проявлять умение вести дискуссии;
· уметь уважительно выслушивать собеседника.
| |
Межпредметные связи: математика
| |||
Ресурсы урока: презентация, карточки №1 - для самоподготовки к уроку, карточки №2 для самоподготовки после урока (домашнее задание)
|
Используемые технологии:
- технология критического мышления;
- кейс - технология: для успешного решения задач на передачу информации, для учащихся разработаны индивидуальные карточки для самоподготовки.
Пример карточки №2 - для самоподготовки после урока (домашнее задание)
Ход урока
При проведении урока используется презентация
Этап
|
Презен-тация
|
Деятельность
преподавателя
|
Деятельность учащихся
|
1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент
|
Слайд 2
|
Приветствие учащихся. Проверка присутствующих.
Самопроверка домашнего задания
|
Готовятся к уроку
Проводят самооценку и самоанализ в парах. Обсуждают и исправляют ошибки при
обнаружении.
|
2. Входная рефлексия.
|
Слайд 3,4
|
Вопросы на слайдах
|
Работа в тетради
|
2. Постановка учебной задачи. Мотивация
учебной деятельности учащихся.
|
Слайды 5,6
|
Тема сегодняшнего урока, как вы уже поняли,
определение информационного объема файлов, времени и скорости передачи информации по
компьютерным сетям.
|
Записывают в тетрадь формулы и рисуют схему интеллект-карты
|
4. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
|
Слайд 6
|
По результатам проведенной рефлексии, выявляем проблемные
ситуации, над которыми надо поработать
|
Учащиеся проговаривают проблемы, возникшие при ответах на вопросы заданий рефлекии, обсуждают: где
и почему возникло затруднение. В интеллект-карте отмечают "+", то что знают, и "-" проблемы
|
7. Первичное
усвоение новых знаний
|
Слайд 7
|
Задачу 1 на слайде решаем и проговариваем алгоритм вместе.
|
Запись решения в тетрадь
|
Слайд 8
|
Задачу 2 ученики
решают в группах. Учитель отслеживает ход работы, выясняя проблемные места и
дает разъяснения для всех или индивидуально.
|
1) Совместное решение задачи, работа в группе 2-3 человека
2) запись решения в тетрадь
|
|
Первичная
проверка понимания
|
Слайд 9
|
Теперь решаем задачи самостоятельно.
|
Решают задачи
|
Контроль
усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
|
Слайд 10, 11
|
Проверка результатов. Обсуждение
допущенных ошибок и их коррекция
|
Сверяют свои ответы с ответами на слайде.
Задают вопросы. Редактируют свою интеллект-карту, заменяя "-"
на "+"
|
9. Рефлексия деятельности (итог)
|
Организует рефлексию.
|
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель
и результаты, степень их соответствия.
|
Заключение - возможная эволюция заданий
данного типа
Анализ
заданий прошлых лет показывает, что идет тенденция к повышению уровня
сложности.
Более
высокий уровень сложности задач можно взять из заданий ЕГЭ, проследив их эволюцию с 2007 года по настоящее время.
Анализ задач показывает, что есть вероятность усложнения задач в следующих
направлениях:
§ кроме расчета
информационного объема файла, определить сколько в нем символов (или страниц);
§ передается файл,
содержащий рисунок заданного размера (в пикселях) и глубиной кодирования цвета;
требуется определить скорость (если задано время) и наоборот;
§ для передачи
информации используются два разноскоростных канала связи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий